Подмена

6/10

Трудно быть женщиной


20-е годы на дворе, мать-одиночка обращается в полицию по поводу исчезновения сына: начинаются долгие и тяжелые поиски, и, наконец, спустя полгода мальчика находят. Мать, впрочем, сразу заявляет: найденный ребенок — не ее сын; но полиция, и без того не пользующаяся доверием общественности, не спешит признавать собственный промах, заместо этого убеждая женщину, что она помешалась рассудком.

"Подмена", кадр из фильмы 2008 года

Некомпетентная полиция, тонущая в коррупции и бюрократии, угнетенные женщины, получающие прописку в психиатрической клинике по щелчку пальцев бессердечного инспектора, потерянные дети, на поиски которых уходит меньше усилий, чем на отстрел невинных бродяг, разгул преступности и произвол властей, покрывающих бездействующие правоохранительные органы ради громких газетных заголовков: количество тем, которые Иствуд с мастерством бывалого постановщика постарался вписать в одну ленту о подмененном мальчике, просто зашкаливает, и зритель, успевший посмотреть больше одного голливудского фильма из плеяды «глубоких психологических драм», без труда поймет, откуда выползает то великое множество проблем, призванных окончательно испортить впечатление от «Подмены».

«Подмену», впрочем, большинство посмотревших успело полюбить и похвалить: мол, и актерские работы на высоте, и режиссура крепка, и сценарий хорош — и все это с огромной натяжкой можно было бы принять, закрыв глаза и на совершенно неподходящую внешность Джоли, не слишком походящей на одинокую мать образца начала прошлого столетия, и на претенциозные диалоги, и на очень типичные для подобных лент художественные решения и ходы, откровенно режущие глаз (как вам, например, сцена с медленно падающим пеплом от сигареты, которую пораженный рассказом убийцы детектив, едва успевший закурить, оставил дотлевать в руках?) — если бы «Подмена» работала.

"Подмена", кадр из фильмы 2008 года

Наибольшая проблема «Подмены» в целом и Иствуда в частности — в том, что они берутся за все возможные темы: от обличения карательной психиатрии до всеспасающей надежды, не раскрывая при этом ни одну: и вот, героиня едва успевает превратиться из кроткой овечки в непримиримого борца с ложью и безразличием, как картина резко бросается от интимной драмы к детективному триллеру — впрочем, не держащему в напряжении, а после — к социальной агитке и обратно к драме, не делая даже легких передышек. «Подмена» не подводит черты, не дает героям раскрыться, не позволяет миру погрузить в себя зрителя, но вместо этого нарезает кружочками разные слои общества, пытаясь показать изнанку, но вместо этого вызывая только легкое головокружение.

Конечно, можно похвалить сильные сцены (а таких как минимум две — одна приходится на самое начало, другая происходит за минут 15 до окончания ленты), мощное звуковое сопровождение, атмосферу времени, наконец: вот только все это не работает в композиции, не сумевшей решить, что же она такое — голливудская слезовыжималка или авторское исследование. Добавьте к этому слабейшие работы актеров второго плана, ворох совершенно лишних кадров и самоповторы: на выходе останется что-то не слишком внятное, и это даже обидно: подобная история явно заслуживает лучшего исполнения.



MovieBear © 2016